Беларусбанк предупреждает: мошенники совершенствуют существующие схемы
Центр кибербезопасности Беларусбанка провел анализ существующих мошеннических схем. Они становятся все более сложными, новые «легенды» оказываются более убедительными, а современные технологии все чаще используются для обмана граждан.
Лицом к лицу
Еще совсем недавно преступники, представляясь «сотрудниками» банка, милиции, Национального банка, прокуратуры и других правоохранительных ведомств, в ходе общения с целью войти в доверие предлагали выслать якобы их подтверждающие документы.
Теперь мошенники чаще проявляют новый подход для вхождения в доверие к потенциальной жертве: в какой-то момент они предлагают перейти на общение в мессенджер по видеосвязи. Включив видеосвязь, перед собой можно увидеть мужчину, внешне схожего с сотрудником милиции.
Искусственный интеллект
Некоторые мошеннические схемы также получили новую жизнь благодаря искусственному интеллекту. Растёт количество случаев мошенничества с использованием технологии deepfake. Deepfake – это созданные искусственным интеллектом голосовые сообщения и видеозвонки от якобы коллег, друзей и родственников. Как правило, в них просят срочно перевести деньги на указанные банковскую карту, счёт или номер телефона.
Знаменитости
Также в YouTube и соцсетях распространяются поддельные фото, интервью, реклама, видеоролик якобы с участием видных белорусских и зарубежных общественных и политических деятелей, знаменитостей, известных журналистов и актеров.
Инвестиции
Для усыпления бдительности потерпевших мошенники также часто действуют от имени крупных белорусских или российских компаний либо от имени банков. С жертвами связываются «специалисты» и рассказывают, как нужно инвестировать средства. Они подсказывают, как перечислить деньги на нужный счет и открыть «брокерский счет» или «личный кабинет на торговой площадке». Для этого зачастую необходимо установить приложение или зарегистрироваться на сайте — на нем жертва видит интерфейс с имитацией роста доходов от сделанных вложений.
Мошеннические приложения
К сожалению, не исключены ситуации, когда мошеннические приложения размещаются в официальных магазинах приложений.
Рекомендации от Беларусбанка
1) При видезвонке обращать внимание на следующие детали:
- нечеткое или смазанное изображение лица;
- отсутствие мимики при разговоре;
- неестественная мимика лица.
Чаще всего заменяется в дипфейках только лицо, поэтому можно заметить границы наложенного изображения. Также можно попросить человека сделать глоток из чашки, поправить волосы, снять очки или просто провести рукой перед лицом. Обычно в такой ситуации образ, созданный с помощью дипфейк, начинает давать сбои.
Распознать дипфейк во время аудиозвонка сложнее.
2) Сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры с использованием видеосвязи.
3) Прежде чем начать общение с человеком удаленно убедитесь, что он действительно тот, за кого себя выдает, например, самому перезвонив ему по телефону.
4) Инвестируйте только с помощью понятных инструментов. Не переходите по незнакомым ссылкам, не вводите там личные данные и реквизиты банковских карт.
5) С осторожностью относитесь к звонкам от незнакомых людей со слишком заманчивыми предложениями и прекращайте разговор, как только появились сомнения.
https://belarusbank.by/ru/33139/press/bank_news/43080